МАНИФЕСТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РЕНЕССАНСА |
обращение к той части образованного сообщества, которая все еще верит в будущее человеческой цивилизации, опирающееся на научную картину мира |
1. ПРОСТРАНСТВО ЗНАНИЙ. В конце
двадцатого века человечество
незаметно для себя пришло к ситуации, когда широта знаний в одном
человеке стала казаться невозможной, а эрудиция является чуть ли не
синонимом поверхносности. Специалист по доминирующему – с нашей точки
зрения совершенно ошибочному – убеждению должен быть только узким.
Сегодня профессионалы живут в ущельях своих предметов, которые они
углубляют в течение своей жизни. В нашем идеале образованный человек
должен жить, имея достаточно полное и адекватное понимание окружающего
мира. В этой идеальной картине знания, добытые личным опытом, образуют
ближайший ландшафт, который плавно переходит в холмы окружающего
культурного мира, а они в свою очередь – в далекие, но ясно различимые
хребты отдаленных разделов науки и культуры, замыкающиеся общим для
всех образованных людей горизонте знаний. В настоящее время общий
горизонт потерян и многие фрагменты этой картины индивидуально
заполняются мифологическим туманом. 2. ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ. Сегодня в мире быстро меняется все, включая базисные понятия человеческой цивилизации и соотношения между ними. Ключевые понятия цивилизации меняют свое значение, делая ее конструкцию хрупкой, а будущее неопределенным. Неадекватные понятия мешают правильной оценке конкретных ситуаций и действий и толкают к неправильным выводам и решениям. Такая ситуация является ненормальной и весьма опасной. Необходим всеобъемлющий анализ понятий, на которых стоит современная цивилизация и новый синтез. 3. ШИРОТА ПРОТИВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ. Два с половиной века назад Дидро и Даламбер создали Энциклопедию, изменившую мир. Казалось бы, эти два человека всего лишь систематизировали знания человечества своего времени, которые и тогда казались несистематизируемыми и почти бесконечными. В действительности было сделано намного больше. Энциклопедисты показали, что общее понимание происходящих в человечестве процессов и знаний возможно и создали глобальный язык общения высокого уровня для образованных людей. Именно это стало причиной последующей революции в системе образования и затем дало толчок к ускоренному развитию общества. К концу девятнадцатого века в Европе был создан в целом единый слой образованных людей, имевших близкую систему понятий, культурных и этических ценностей. Этот слой служил ядром общей культуры европейской цивилизации. Катастрофы начала 20 века раздробили этот слой и к его концу de facto стало доминировать убеждение противоположное энциклопедическому: что только узкий специалист является современным человеком, что только узкий специалист эффективен, что эпоха эрудитов минула навсегда. В действительности синтез в 21 веке возможен точно так же, как он был возможен три века назад. Новый синтез должен базироваться на новом уровне науки. Безусловно наука сделала гигантский скачок. Но количество базисных результатов и принципов в современной науке все еще достаточно невелико и овладение ими при правильной постановке образования все еще доступно современному образованному человеку. Этому должен способствовать фантастический прогресс доступа к информации. 4. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ БАЗИС ОБРАЗОВАНИЯ. Сейчас человеческий ум находится под воздействием чрезвычайно агрессивной и несбалансированной информации, наполненной сильными всепроникающими эпитетами. В результате для каждого индивидуального человека главным становится отбор и фильтрация информации вместо ее восприятия. Человек реагирует на приходящую извне информацию так же, как клеточная мембрана реагирует на вирус, пытающийся проникнуть в нее. При этом механизм восприятия информации приобретает наиболее примитивную форму, при которой искусство понимания заменяется безусловным отторжением постороннего знания. 5. ПОЗНАНИЕ И ФИЛЬТРАЦИЯ. Искусство фильтровать информацию стало как минимум столь же важным, как познание и созидание. Эта реальность, кардинально отличающаяся от таковой сто или пятьсот лет назад, вынуждает специалистов прятаться в зонах своих индивидуальных экспертиз, что замыкает людей внутри профессиональных групп с их узкими (местническими) интересами. Искусственно затрудненный, намеренно жесткий контакт с миром, внешним для замкнутых групп, порождает цивилизацию, разробленную на ниши сектанских идеологий. Этот путь определенно меняет характер цивилизации. Она теряет логику развития. Происходит хаотическая смена доминирующих групп, имеющих диаметрально противоположное видение мира. Создание достаточно универсального базиса знаний, культурных и этических ценностей, позволит противостоять сектанским тенденциям в цивилизации. В идеале это приведет к созданию общества, в котором позитивная деятельность отдельных групп в принципе может быть оценена остальными, а контакты между отдельными группами носят взаимно обогощающий и неконфронтационный характер. 6. КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАННОГО КЛАССА. Отметим, что еще несколько десятилетий назад интеллигенция не была распылена по кластерам. Во многих странах Запада, а также в России (СССР) существовал общий круг образованных людей, с достаточно отчетливой, неформализованой но общепризнанной пирамидальной структурой. Сейчас это ощущение единства повсеместно исчезло. Влияние интеллектуалов на происходящие события непрерывно уменьшается. Необходимо вернуть цивилизации единство системы общих понятий для всех образованных людей. 7. СВОБОДА ВЫБОРА ТЕХНОЛОГИЙ – ОДНА ИЗ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ СВОБОД ЧЕЛОВЕКА. В конце 20 века в мире незаметно произошел фундаментальный скачек, заключающийся в том, что цепочка от изобретения до массового производства сжалась – причем повсеместно. Мы живем в среде, где происходит быстрая смена технологий, меняющих образ жизни людей. Более того: новые вторгающиеся в жизнь технологии заставляют меняться самого человека и необратимо меняют его внутренний мир. Наличие формально огромного выбора лишает человека возможности сделать взвешенный свободный выбор и зачастую толкает его к отказу от всякого выбора. Свобода осознанного выбора своей технокультурной среды – одна из фундаментальных и необходимых свобод современного человека. 8. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ ТЕХНОЛОГИЙ. На фоне ускоренного научно-технического прогресса происходит отчетливый социальный регресс и моральная деформация общества. Скорость научно-технологического прогресса превзошла скорость его усвоения обществом, т.е. общество не успевает освоить новую среду обитания до того момента, когда она опять радикально сменяется радикально новой. Таким образом, каждые пять-семь лет возникает новое поколение с другой естественной средой обитания и новым восприятием мира. Это приводит к разрушению связей соседних поколений. Это же вызывает резкую реакцию отторжения, крайние формы которого – создание замкнутых антитехнологических антицивилизационных сообществ, как правило, основанных на идеологии, резко отрицающей прогресс и выработанные им культурно-этические ценности. Создание общей научно-культурной платформы, адаптированной к научно-технологическому прогрессу, будет способствовать интеграции отдельных сообществ внутри цивилизации. 9. ПЛАТФОРМА ЗНАНИЙ. Наша начальная конкретная цель – создание общей научно-культурой платформы, приемлемой для всех тех, кто разделяет начальные общие принципы и которая являлась бы для них объединенным ориентиром вне зависимости от их политических симпатий и интересов. Наш подход изначально ориентируется на иную временную шкалу нежели любая политическая структура. Мы считаем что наличие такой платформы непрерывно адаптирующейся к меняющейся реальности создаст базис (общий язык и терминологию) для плодотворного диалога внутри всего сообщества. Это поможет в дальнейшем на новом уровне повторить культурологический феномен XIX века. Платформа Интеллектуального Ренессанса совместима с широким спектром политических взглядов в основе которых лежит рациональный подход к решению практических задач. Эта платформа принципиально не связана ни с какой политической ориентацией. 10. ТРАЕКТОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Человек 21 века нужно свободно ориентироваться в множестве знаний и информации. Он должен как бы парить в их пространстве, выбирая в каждом случае оптимальную высоту, меру детализации, скорость перемещения и траекторию. Современная жизнь форсирует неоднократную смену деятельности в течение жизни. Это требует совершенно иной стратегии жизни человека, что является одной из важнейших характеристик общества грядущего века. Надежда заниматься одним и тем же делом всю жизнь становится призрачной. Наличие динамичной ориентации позволит человеку осознанно выстраивать свою траекторию жизни, выбор которой становится настолько же важным, насколько индивидуальные знания и навыки сами по себе. |
Федор Богомолов Юрий Магаршак Январь 2004 г. |